2024-10-18

Нужно ли промывать систему охлаждения двигателя

В этой статье мы расскажем о том, зачем и как промывать систему охлаждения двигателя вашего автомобиля. И нужно ли это делать перед плановой заменой антифриза.

Зачем промывать систему охлаждения

Многие, даже опытные механики считают, что промывать систему охлаждения двигателя стоит, только когда она сильно загрязнена и это заметно визуально. Логика проста: при использовании качественного антифриза с соблюдением рекомендованного автопроизводителем регламента замены промывка не требуется. Но в реальности не все так однозначно.

Для некоторых классов антифризов даже при своевременной замене рекомендуется полная промывка системы охлаждения. Такая процедура нужна для удаления остатков антикоррозионного защитного слоя. Это касается даже высококачественных антифризов класса G11, тосолов и некоторых лобридных составов. Если не промыть систему, старое антикоррозионное защитное покрытие, созданное солями неорганических кислот, будет ухудшать параметры теплообмена и не позволит свежему антифризу создать новую защитную пленку.

Более того, ресурс старых антикоррозионных присадок, «обволакивающих» внутренние компоненты системы охлаждения, скоро будет выработан окончательно, а это приведет к деградации защитного слоя и его разрушению – продукты распада начнут засорять систему охлаждения.

Когда необходимо промывать систему охлаждения

Ниже мы перечислим случаи, при которых промывка системы охлаждения критически важна. Но, к сожалению, не все автомастерские проводят ее, что нередко ведет к капитальному ремонту ДВС.

1. Замена антифриза на продукт от другого производителя.

В этом случае строго рекомендуется предварительно подготовить систему охлаждения автомобиля к заливке другого состава, независимо от типа и класса жидкости. Делается это, для того чтобы не допустить нештатных химических реакций. Дело в том, что производители антифризов используют различные компоненты для составления фирменного пакета присадок, часть из которых может быть несовместима между собой. В лучшем случае снизятся антикоррозионные свойства антифриза и внутренние компоненты системы охлаждения будут подвержены коррозии. В худшем – могут быть повреждены резиновые патрубки, крыльчатка или уплотнения помпы, а также прокладка ГБЦ, что приведет к дорогому ремонту.

2. Замена антифриза на состав другого класса.

Здесь также действует принцип совместимости присадок, входящих в состав охлаждающей жидкости. Так, тосол или антифриз класса G11 несовместимы с карбоксилатными антифризами. Их смешивание может вывести из строя компоненты системы охлаждения. Нет смысла рисковать ресурсом ДВС и жизненным циклом антифриза – промывка системы охлаждения стоит не так дорого и занимает не так много времени.

3. Несвоевременная замена антифриза.

Настоятельно рекомендуется промывать систему охлаждения ДВС, если вы пропустили момент замены охлаждающей жидкости. Дело в том, что присадки в антифризах со временем деградируют, разрушаются и перестают выполнять свои функции. От этого на внутренних компонентах системы охлаждения могут образовываться накипь, стойкий осадок, слизь, ухудшающие теплообмен и забивающие радиаторы (охлаждения и печки). Соблюдение регламента обслуживания особенно критично для тосола или антифриза G11, так как неорганические присадки, выработав свой ресурс, создают нерастворимые загрязнения в виде «чешуек» накипи.

4. Видимые загрязнения.

Если при замене антифриза вы обнаружили белесый или слизкий налет, следы ржавчины и окислений, накипь или взвесь, обязательно промойте систему охлаждения. Возможно, вы ездили с контрафактным или некачественным антифризом в системе. Нередко в состав таких «кустарных поделок» добавляют агрессивный метанол вместо дорогостоящего этиленгликоля или кислоту вместо стабилизирующих щелочное число компонентов. Даже красители там могут быть в виде обычной гуаши. В этом случае лучше дополнительно провести диагностику системы охлаждения на наличие критических повреждений.

5. Нештатное смешивание составов.

Если смешать антифризы разных типов, классов или производителей, вы можете столкнуться с быстрой деградацией даже качественного и свежего состава. Несовместимые антикоррозионные присадки вступят в реакцию, что вызовет выпадение осадка продуктов их распада, повышенный износ компонентов системы охлаждения и значительное снижение параметров теплообмена. А параметры застывания и закипания охлаждающей жидкости изменятся, отчего мотор может перегреться либо блок цилиндров «порвет» зимой.

Напомним, что в экстренных случаях в систему охлаждения, потерявшую герметичность, заполненную тосолом, можно доливать антифризы G11, G12++ и G13. А вот антифризы G12 и G12+ доливать в тосол категорически запрещено.

Антифриз класса G11 совместим с тосолом, антифризами G12++ и G13, но несовместим с антифризами классов G12 и G12+.

Туда, где залит антифриз G12++ и G13, нельзя доливать другие составы, в крайних случаях допускается доливать в G12++ небольшое количество антифриза класса G11. При этом смешивать G12++ и G13 между собой можно.

В G12+ нельзя доливать антифриз G11, можно только G12, G12++ или G13. В G12 можно добавить только G12+, G12++ или G13.

Не стоит доливать больше 1 литра другого состава. При первой же возможности промойте систему и замените охлаждающую жидкость на новую.

Как правильно промывать систему охлаждения

  • Работы следует проводить в яме или на подъемнике в защитных очках и перчатках.
  • После того как вы слили старый антифриз. Подготовьте емкость на 3-4 литра больше объема полной заливки системы охлаждения вашего автомобиля.
  • Промойте систему в несколько этапов. Первый лучше проводить специальной синтетической промывкой (чаще всего она продается в виде концентрата, который надо смешивать с дистиллированной водой). Строго следуйте инструкции к промывочной жидкости.
  • Закройте сливной кран системы охлаждения или верните на место сливной патрубок, в зависимости от конструкции вашего автомобиля. Заполните систему промывкой через расширительный бачок, заведите двигатель и дайте ему поработать в течение 10 минут.
  • Слейте промывочную жидкость и дважды промойте систему дистиллированной водой. Никогда не используйте для этого водопроводную воду.
  • Лайфхак: для максимально надежной защиты перед заливкой охлаждающей жидкости в систему есть смысл осуществить ее предварительную заправку раствором дистиллированной воды с антифризом в пропорции 80:20. Благодаря этому образуется первичный защитный слой. Эта процедура актуальна для гибридных составов с неорганическими ингибиторами коррозии – G11, G12++.
  • После того как вы полностью слили воду, залейте новый антифриз через расширительный бачок. Заливку осуществляем непрерывно, чтобы не завоздушить систему. На этом этапе машина должна быть заглушена.
  • Когда уровень охлаждающей жидкости придет в норму, заведите двигатель, несколько раз повысьте обороты. Возможно, антифриз придется доливать.
  • Закройте крышку расширительного бачка, дайте мотору поработать до первого включения вентилятора охлаждения. Когда он выключится, заглушите мотор.
  • Когда двигатель остынет, доведите уровень антифриза до нормы.
  • В течение первой недели проверяйте уровень антифриза, в случае необходимости долейте его.
ВАЖНО! Антифриз, синтетическая промывка и использованная для очистки системы дистиллированная вода должны быть утилизированы как химические отходы.

Как защитить систему охлаждения двигателя надолго

Штатная работа системы охлаждения двигателя так же важна, как и работа системы смазки. И качество охлаждающей жидкости в этом вопросе играет определяющую роль. Мы советуем выбирать продукцию только проверенных брендов.

Лучшим, на наш взгляд, выбором должна стать продукция ведущего производителя антифризов и моторных масел на российском рынке – бренда МАГНА. Ведь для производства антифризов Sintec используются только компоненты высочайшего качества и сбалансированные пакеты присадок. А многолетний опыт и современная производственная база позволяют создавать самые оптимальные продукты.

Недаром именно антифризы МАГНА используют официальные дилеры для гарантийного обслуживания отечественных и иностранных марок, в том числе премиальных. Охлаждающую жидкость Sintec применяют для первой заправки на конвейерах ведущие автопроизводители страны – «АвтоВАЗ» и «Автотор». Кроме того, именно продукция МАГНА долгие годы лидирует в большинстве независимых тестов. Антифризы Sintec заслужили наивысшие оценки и от авторитетного журнала «За рулем».

По этой ссылке вы можете подобрать высокоэффективную и качественную охлаждающую жидкость, подходящую именно для вашего автомобиля.

Другие статьи

Читать все